Разработка проекта СЗЗ: требования и этапы разработки
Вам нужен проект СЗЗ? Напишите, и мы предложим лучший план для вашей ситуации, ответим на все вопросы
Санитарно-защитная зона (СЗЗ) — это территория, предназначенная для охраны окружающей среды и здоровья людей
от воздействия объектов и производств, способных негативно влиять на среду обитания.

Границы санитарно-защитной зоны должны быть достаточными для снижения загрязняющих факторов в атмосфере (химических, биологических, физических) до уровней, соответствующих гигиеническим нормативам. Для предприятий, относящихся к 1 и 2 классам опасности, санитарно защитная зона также должна обеспечивать снижение рисков для здоровья населения до приемлемых значений. Санитарно защитная зона в своей сущности выполняет функцию защитного барьера, обеспечивая безопасные условия для людей при нормальной эксплуатации объекта.

Определение санитарно защитной зоны для предприятия проводится в соответствии с требованиями Федерального закона
от 04.05.1999 N 96-ФЗ.

Штрафы за отсутствие санитарно-защитной зоны

В случае несоответствия установленным государственным стандартам, предприятия могут нести финансовые потери из-за негативного воздействия на прилегающие жилые территории. Для предотвращения таких последствий и получения необходимых разрешений вы можете обратиться к нашим специалистам.
Законодательство Российской Федерации предусматривает административные штрафы, достигающие 100 тысяч рублей, или временное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Подробный перечень санкций за нарушение санитарно-эпидемиологических требований содержится в статьях 6.3 и 8.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Размеры санитарно-защитных зон

Согласно разделу 4 СанПиН, предприятия и промышленные объекты классифицируются по видам деятельности, для которых определены соответствующие размеры санитарно-защитных зон (СЗЗ). Минимальные размеры СЗЗ зависят от характеристик технологического процесса, географического расположения и класса опасности предприятия.

До 2022 года нормативы устанавливались документом СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, который предусматривал 5 классов предприятий. Однако следует учитывать, что этот СанПиН утратил силу с начала 2022 года, согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 3. Санитарная классификация предприятий и требования к СЗЗ были обновлены в новом нормативном документе — Постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 28 февраля 2022 года № 7.

Также важно отметить, что с марта 2018 года, после выхода Постановления Правительства РФ от 3 марта 2018 года № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», изменились требования к разработке проектов СЗЗ, что аннулировало прежние нормативные требования.
Данный документ обладает приоритетом перед указанными санитарными правилами и нормами, при этом СанПиН действует только в части, не противоречащей положениям постановления № 222. Соответственно, ситуация с разработкой и установлением СЗЗ сильно изменилась.

Документы и исходные данные для подготовки проекта СЗЗ

Для разработки проекта санитарно-защитной зоны (СЗЗ) требуется предоставить следующие данные:
  • реквизиты предприятия;
  • документы, подтверждающие право собственности или иные законные основания на земельный участок, здания и сооружения (например, договор аренды);
  • краткую характеристику объекта;
  • сведения о режиме работы и организационной структуре предприятия;
  • данные о производственной мощности;
  • список арендаторов (если имеются);
  • информацию о виде деятельности и специфике производства, включая процессы образования отходов и их влияние на окружающую среду.
Также необходимо предоставить перечень используемого сырья, расчетные данные по выбросам и результаты экологического мониторинга. Для получения лицензии и помощи в подготовке документации вы можете обратиться к нашим специалистам.
Все эти данные необходимы для составления проекта санитарно-защитной зоны объекта и оценки влияния на окружающую среду в рамках установленной санитарно-защитной зоны предприятия.

Раздел СанПиН 2.2.1 / 2.1.1.1200-03 про санитарно-защитные зоны

СанПиН 2.2.1 / 2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» был основным документом, определяющим размеры санитарно-защитных зон в зависимости от степени вреда, который предприятие или объект может наносить окружающей среде. Этот нормативный акт служил основой для расчета и проектирования СЗЗ, устанавливая требования к ее размерам в зависимости от класса опасности предприятия, типа деятельности и воздействия на экологию и здоровье человека.

Согласно данному СанПиНу, санитарно-защитные зоны классифицировались по пяти классам опасности, что позволило точно определить минимальные размеры зоны в зависимости от воздействия различных факторов, таких как выбросы в атмосферу, шум, загрязнение водоемов и почвы.

Кроме того, этот СанПиН был руководством для разработки проектов СЗЗ, где учитывались все факторы воздействия на окружающую среду и потребности в защите населения.

Кому требуется проект СЗЗ в 2024 году

Согласно Постановлению № 222, разработка и установка санитарно-защитной зоны (СЗЗ) обязательна для действующих, проектируемых или реконструируемых объектов капитального строительства, которые являются источниками химического, физического или биологического воздействия на окружающую среду. Проект СЗЗ разрабатывается в случае, если воздействие от объекта превышает санитарно-эпидемиологические требования, особенно если на границе объекта наблюдается превышение установленных норм по загрязняющим веществам или физическим факторам.
Оставьте заявку на проектирование СЗЗ – наши специалисты обеспечат полное сопровождение и гарантируют успешное согласование с Роспотребнадзором!
Ранее, согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, необходимость в санитарно-защитной зоне возникала, когда на границах объекта происходило превышение 0,1 ПДК (предельно допустимой концентрации) загрязняющих веществ или ПДУ (предельно допустимых уровней) физических факторов. В 2024 году требования ужесточились, и проект СЗЗ теперь необходимо разрабатывать, если на границе объекта присутствует превышение 1 ПДК (ОБУВ — общая бытовая угроза воздействия)
и (или) ПДУ.

Объекты, которым требуется проект СЗЗ:

Компании по переработке вторсырья и отходов – организации, которые занимаются сортировкой, утилизацией и переработкой отходов (пластик, бумага, стекло, металл). Они могут выбрасывать вредные вещества в атмосферу и нуждаются в санитарно-защитной зоне, чтобы ограничить их воздействие на жилую среду.

Производители резины и пластмасс – предприятия, выпускающие пластиковые или резиновые изделия, такие как упаковка или трубы. Эти объекты связаны с выбросами вредных веществ и требуют создания санитарно-защитных зон для защиты окружающей среды.

Цеха по окраске и деревообработке – компании, занимающиеся покраской металлов, порошковой окраской и обработкой древесины, используют лакокрасочные материалы и выбрасывают их в атмосферу. Им необходима санитарно-защитная зона для защиты здоровья населения.

Компании по сбору и хранению опасных отходов – предприятия, работающие с отходами I-IV класса опасности, такими как аккумуляторы или химические вещества. Они должны иметь санитарно-защитные зоны для предотвращения загрязнения почвы и воды.

Производители бытовой химии и косметики – заводы, выпускающие чистящие средства, шампуни и другую косметику, часто связаны с выбросами химических веществ и нуждаются в санитарной защите окружающей территории.

Фермы и животноводческие предприятия – небольшие фермы или комплексы по переработке молока и мяса, которые могут выделять органические загрязнители и химические вещества. Для них требуется проект СЗЗ, чтобы защитить сельскохозяйственные угодья и населенные пункты.

Производители стройматериалов – компании, выпускающие бетон, кирпич, цемент и другие строительные материалы, подвергаются строгим санитарным требованиям для защиты окружающей среды.

Компании по добыче и обработке полезных ископаемых – малые карьеры и шахты для добычи песка и гравия, которые нуждаются в установке СЗЗ, чтобы минимизировать воздействие на экологическое равновесие.

Для всех этих категорий предприятий важно проектирование санитарно-защитной зоны (СЗЗ), которая поможет минимизировать вредное воздействие на окружающую среду и обеспечить безопасные условия для населения.

Примеры предприятий промышленности по классам опасности:
Проект изменения размеров СЗЗ

Проект санитарно-защитной зоны (СЗЗ) необходим для корректного проектирования и разметки границ санитарно-защитной зоны, которая обеспечивает безопасность населения и охрану окружающей среды от воздействия вредных факторов, производимых объектами или предприятиями.

Задачи, которые решает проект СЗЗ:

Обоснование допустимости промышленного строительства на территориях населенных пунктов
Промышленное строительство на территории населенных пунктов возможно при условии соблюдения строгих санитарно-гигиенических требований, что позволяет обеспечить безопасность жителей и окружающей среды. Ключевым фактором является установление санитарно-защитной зоны (СЗЗ), которая минимизирует воздействие вредных факторов на прилегающие жилые и общественные территории.

Зачем нужно обоснование для инспектирующих служб?

Обоснование допустимости строительства важно для инспектирующих органов, таких как Роспотребнадзор, так как оно подтверждает отсутствие негативного воздействия на жилые зоны. Это позволяет предприятию:
  • Избежать штрафов и приостановки деятельности.
  • Подтвердить соответствие проектируемого объекта санитарным и гигиеническим нормативам.
  • Обосновать использование технологий, минимизирующих выбросы и шум.
Если в пределах проектируемой СЗЗ находятся объекты с повышенными требованиями (жилые дома, школы, больницы), то предприятию может потребоваться проект сокращения СЗЗ. Для получения лицензии и разработки проекта вы можете обратиться к нашим специалистам. Это особенно важно для предприятий, которые расположены рядом с жилыми кварталами, так как сокращение СЗЗ является для них единственным вариантом продолжения деятельности без угрозы здоровью населения.

Меры по уменьшению санитарно-защитной зоны

Для уменьшения размеров СЗЗ предприятие может предпринять следующие меры:
  • Снижение объемов вредных выбросов за счет внедрения менее загрязняющих производственных процессов.
  • Совершенствование технологической цепочки для снижения выбросов.
  • Установка очистных сооружений для улавливания и нейтрализации загрязняющих веществ.
Объекты, запрещенные в пределах санитарно-защитных зон

Согласно СанПиН и ПП РФ № 222, на территории СЗЗ запрещено размещение:
  • Жилых застроек.
  • Учреждений для отдыха и оздоровления детей.
  • Образовательных и медицинских объектов.
  • Открытых спортивных площадок.
  • Рекреационных зон и участков для садоводства.
Эти ограничения направлены на защиту здоровья населения, так как производственные зоны могут представлять опасность для чувствительных групп, таких как дети и пожилые люди.

Дополнительные ограничения для объектов, влияющих на качество продукции и воды
Если промышленное предприятие воздействует на качество воды, продуктов или сырья, в СЗЗ запрещается размещение:
  • Производств и складов лекарственных средств.
  • Складов продовольственного сырья и пищевой продукции.
  • Пищевых производственных объектов.
  • Водопроводных сооружений, предназначенных для хранения питьевой воды.
Эти меры предотвращают возможность загрязнения продуктов и воды, которые поступают к потребителю. Однако, если предприятие докажет, что его деятельность не приведет к ухудшению качества окружающей среды, эксплуатация СЗЗ в установленных границах допускается.

Разработка проекта обоснования санитарно-защитной зоны (СЗЗ)

Проект обоснования санитарно-защитной зоны необходим для предприятий I-III класса опасности, согласно классификации опасных объектов. Вся информация об установлении СЗЗ вносится в Единый государственный реестр. Это обязательная процедура для предприятий, которые могут воздействовать на окружающую среду и здоровье населения.

Кому необходим проект СЗЗ:
Строящиеся или реконструируемые предприятия
  • Проект СЗЗ обязателен для новых объектов или для предприятий, планирующих модернизацию или увеличение объемов производства. Это необходимо для обеспечения безопасности и минимизации воздействия на окружающую среду.
Предприятия, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду
  • Это предприятия, которые занимаются добычей и транспортировкой нефти и газа, хранением химического оружия, использованием опасных производственных веществ, а также эксплуатации оборудования, работающего под избыточным давлением.
Предприятия I-III класса опасности
  • Включают предприятия, работающие с расплавами черных и цветных металлов, а также предприятия, занимающиеся переработкой растительного сырья, такими как заводы по производству масла, зерна, пищевых продуктов и другие.

Важные моменты:
  • Постановление Правительства РФ № 222 обязывает разработку проекта СЗЗ для всех предприятий, которые являются источниками выбросов или других опасных воздействий. Это может включать выбросы в атмосферу, загрязнение водоемов, почвы или создание шума и вибраций, которые нарушают санитарные нормы.
  • Единый государственный реестр: Вся информация о проектировании и установлении санитарно-защитной зоны должна быть внесена в реестр, что позволяет отслеживать соответствие нормативам и контролировать соблюдение санитарных норм.

Обязанности предприятий:
Предприятия, требующие проект СЗЗ, обязаны:
  • Разработать обоснование для установки СЗЗ.
  • Получить разрешение и утвердить проект в соответствующих государственных органах.
  • Проводить мониторинг воздействия на окружающую среду и регулярно обновлять информацию о состоянии СЗЗ в соответствии с законодательными требованиями.
Проект СЗЗ не только помогает минимизировать риски для здоровья людей и экосистемы, но и позволяет предприятиям избежать штрафов и санкций за нарушение санитарных норм.

Санитарная классификация предприятий и объектов

Класс опасности предприятия определяется на основе оценки степени воздействия его деятельности на окружающую среду, а именно — на экосистему. Классификация происходит в соответствии с критериям воздействия отходов и их вредности, установленными ГОСТом 12.1.007-76. Эта классификация необходима для определения уровня угрозы здоровью людей и экосистемам, а также для установления соответствующих санитарно-защитных зон (СЗЗ).


Этапы разработки Проекта СЗЗ (Санитарно-защитной зоны) в 2024 году

1) Сбор сведений о выбросах вредных веществ и физических факторах воздействия

На этом этапе необходимо собрать и систематизировать данные о выбросах вредных веществ, а также физических факторов воздействия, таких как:
  • Химические факторы: выбросы загрязняющих веществ (ЗВ) в атмосферу.
  • Физические факторы: шум, вибрация, электромагнитное поле, ионизирующее излучение, инфразвуковое воздействие и другие.
Для оценки воздействия химических факторов важно провести инвентаризацию источников выбросов загрязняющих веществ. Эта инвентаризация проводится в соответствии с Приказом Минприроды России от 19.11.2021 № 871 о порядке проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ.
Инвентаризация включает:
  • Перечень источников выбросов (котельные, печи, двигатели и другие установоки).
  • Количественные и качественные характеристики выбросов.
  • Оценка эффективности очистных систем и методов контроля выбросов.
Если ранее была проведена инвентаризация для целей нормирования и с тех пор не происходило изменений в технологическом процессе, можно использовать эти данные для расчета.

2) Расчет физического воздействия

Для того чтобы провести расчет физического воздействия на окружающую среду, необходимо выполнить несколько важных шагов:
Инвентаризация источников физических воздействий
Инвентаризация включает сбор данных о различных источниках воздействия на окружающую среду, включая:
  • Шумовое воздействие (источники шума: производственное оборудование, транспорт, вентиляционные установки и т.д.).
  • Вибрационное воздействие (вибрация от станков, насосных установок, двигателей).
  • Электромагнитное воздействие (включает источники электромагнитных полей, такие как трансформаторы, линии электропередач, электрическое оборудование).
  • Другие виды воздействия, такие как ионизирующее излучение или инфразвук, если они присутствуют на объекте.
Каждый источник воздействия должен быть детально описан, включая:
  • Характеристики оборудования (мощность, тип, частота работы, интенсивность воздействия).
  • Расположение источников на территории предприятия (где находятся потенциальные источники шума, вибрации и т.д.).
  • Характеристики застройки, включая препятствия (например, здания, деревья), которые могут влиять на распространение физических факторов.
После инвентаризации необходимо провести расчет распространения физических факторов и их воздействия на окружающую среду, а именно на жилую зону или другие территории с нормируемыми показателями качества атмосферы.
Оценка приземных концентраций загрязняющих веществ
Для химических факторов, таких как выбросы загрязняющих веществ, используются методы расчетов рассеивания выбросов в атмосферном воздухе. Эти методы позволяют оценить концентрации вредных веществ на контрольных точках:
  • В жилой зоне, если она расположена в пределах возможного воздействия.
  • На границе санитарно-защитной зоны (СЗЗ).
При этом учитываются различные факторы, такие как метеорологические и климатические условия местности (скорость и направление ветра, температура, влажность и т.д.).

3) Установление размера СЗЗ

Размер санитарно-защитной зоны (СЗЗ) определяется в зависимости от нескольких факторов:
  • Ориентировочный размер СЗЗ рассчитывается на основе расчета рассеивания выбросов и физического воздействия. Для неклассифицированных предприятий этот размер определяется в первую очередь на основе расчета воздействия загрязняющих веществ и физических факторов.
Если в границах ориентировочной СЗЗ находится жилая зона или другие территории, которые подлежат нормированию (например, территории с ограничениями по строительству), то возможно сокращение размера СЗЗ до границ этих территорий. Однако это сокращение должно быть обосновано расчетами, показывающими, что уровни вредных воздействий не превышают установленных ПДК (предельно допустимых концентраций) и ПДУ (предельно допустимых уровней) для воздуха, воды и других факторов.
В случаях, когда расчет показывает, что влияние на окружающую среду может быть значительным, размер СЗЗ можно и увеличить по сравнению с ориентировочным размером.
Методика расчета рассеивания выбросов
Расчет рассеивания выбросов проводится в двух вариантах:
  1. С учетом фонового загрязнения — когда принимается во внимание уже существующее загрязнение в атмосфере.
  2. Без учета фонового загрязнения — при расчете только влияния от данного конкретного источника.
При этом в расчете учитываются:
  • Метеорологические и климатические параметры региона.
  • Географические особенности территории (например, наличие гор, водоемов, застроенных территорий).
Контроль и наблюдения
Проект СЗЗ включает план-график лабораторного контроля атмосферного воздуха и физических факторов (например, уровня шума, вибрации, электромагнитных полей) на разных участках территории предприятия и на границе СЗЗ. Этот план должен включать регулярные натурные измерения для уточнения окончательных размеров СЗЗ.
Контроль на границе СЗЗ должен проводиться в соответствии с утвержденными правилами, но на данный момент отсутствуют нормативные документы, определяющие порядок таких мероприятий.
Графическая часть проекта
Проектная документация СЗЗ обязательно включает картографический материал, на котором отображены:
  • Промплощадка предприятия с указанием всех источников выбросов и физического воздействия.
  • Ситуационное расположение предприятия и ближайших объектов (жилые зоны, инфраструктура).
  • Границы СЗЗ в масштабе.
  • Графические карты рассеивания выбросов и распространения физических воздействий, которые позволяют визуализировать влияние предприятия на окружающую среду.
Эти карты необходимы для того, чтобы наглядно показать, где на территории могут быть превышены предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ и другие физические воздействия.

4) Изменения в законодательстве касаемо границ СЗЗ

С вступлением в силу постановления № 222 были внесены изменения в процесс разработки и утверждения границ санитарно-защитной зоны (СЗЗ), что потребовало дополнительных шагов в создании проектной документации.
Установление границ СЗЗ через Роспотребнадзор
Ранее предприятие само могло разрабатывать проект границ СЗЗ, но теперь обязательным шагом является утверждение границ СЗЗ решением Роспотребнадзора. После этого границы должны быть нанесены на публичную кадастровую карту района. Это нововведение значительно усложнило процесс, так как теперь проект должен быть представлен в системе координат ЕГРН.
Процедура получения кадастрового плана
Для того чтобы правильно нанести границы СЗЗ на публичную кадастровую карту, необходимо заказать кадастровый план территории или выписку в Федеральной кадастровой палате (Росреестр). В этих документах содержатся координаты земельных участков и конкретных точек, которые будут использованы для привязки карты предприятия к системе координат ЕГРН.
Это нововведение имеет несколько важных целей:
  • Предотвращение застройки санитарно-защитной зоны жилыми домами или объектами, которые могут оказывать негативное влияние на окружающую среду.
  • Создание системы, которая позволит четко контролировать территориальные границы и будет способствовать соблюдению экологических и санитарных норм.
До этого момента не существовало единого порядка передачи информации об установленных границах СЗЗ в Федеральную кадастровую палату (ФКП) и муниципалитеты, что часто приводило к случайным или ненадлежащим застройкам в зонах с ограничениями.

5) Проведение экспертизы проекта расчетной СЗЗ и получение санитарно-эпидемиологического заключения (СЭЗ)

После того как проект СЗЗ подготовлен и включает все необходимые расчеты и документы, он направляется для прохождения экспертизы в аккредитованный орган. Обычно это местные центры гигиены и эпидемиологии.
Процесс экспертизы
Экспертиза проводится санитарным врачом-экспертом, и процесс является платным для предприятия. В рамках экспертизы проверяется:
  • Соответствие проектных расчетов санитарно-гигиеническим нормам, включая контроль за уровнями ПДК (предельно допустимых концентраций) и ПДУ (предельно допустимых уровней) на границах СЗЗ.
  • Проверяется правильность расчетов распространения выбросов и физического воздействия на окружающую среду.
Если проект проходит проверку и соответствует санитарным нормам, выдается экспертное заключение о соответствии, что подтверждает правильность и безопасность расчетов для населения и окружающей среды.
Санитарно-эпидемиологическое заключение (СЭЗ)
После успешной экспертизы проект передается в Роспотребнадзор, где уже на основании экспертного заключения выдается санитарно-эпидемиологическое заключение. Этот этап является обязательным для получения разрешений на эксплуатацию предприятия или для дальнейшего продвижения в проектировании, особенно если проект касается предприятий, выбросы которых могут оказывать влияние на здоровье людей.
Санитарно-эпидемиологическое заключение (СЭЗ) выдается бесплатно. Это заключение подтверждает, что проект СЗЗ соответствует всем необходимым нормам и не представляет угрозы для здоровья населения.

6) Проведение натурных исследований и измерений для подтверждения размеров СЗЗ строящихся, действующих, реконструируемых, ликвидируемых объектов

После получения санитарно-эпидемиологического заключения (СЭЗ) на проект СЗЗ для действующих предприятий, а также для строящихся, реконструируемых или ликвидируемых объектов, необходимо провести натурные исследования и измерения для подтверждения правильности установленных размеров СЗЗ. Этот этап подтверждает, что предложенные границы санитарно-защитной зоны действительны в реальных условиях.
Процесс проведения натурных исследований:
  1. План-график исследований: Исследования проводятся согласно заранее разработанному плану-графику, который является частью проектной документации. План включает конкретные точки для измерений, частоту замеров и методы измерений. Это также подразумевает использование аттестованных аккредитованных лабораторий для проведения исследований.
  2. Типы измерений: Измеряются уровни загрязняющих веществ, физического воздействия (например, уровень шума, вибрации, электромагнитные поля и прочее) на границах СЗЗ.
Санитарные нормы и требования:
  • В СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в последней редакции не указаны жесткие требования относительно количества замеров при установлении СЗЗ. Ранее было предусмотрено проведение 30-50 замеров на каждый ингредиент в отдельной точке для 1-2/3-5 классов предприятий. Однако сейчас количество замеров требуется только при уменьшении размеров СЗЗ для действующих объектов.
  • Обычно в плотно застроенных районах, где предприятия окружены жилыми зданиями, труднее соблюсти ориентировочные размеры СЗЗ, что требует дополнительных исследований и корректировки предложенных границ.
Измерения уровня шума:
  • МУК 4.3.2194-07 регулирует контроль уровня шума на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях. Пункт 4.7 этого документа рекомендует проводить измерения уровня шума в зимнее и летнее время, чтобы учесть сезонные колебания.
  • Для проектируемых объектов нет возможности провести измерения на границе СЗЗ до завершения строительства, однако Постановление № 222 обязывает проводить эти измерения на границе установленной СЗЗ для построенного или реконструированного объекта в течение года, чтобы подтвердить, что на границе СЗЗ нет превышений вредных воздействий.
Ликвидация СЗЗ и сокращение её границ:
  • Для ликвидированных объектов или объектов, где необходимо уменьшить размеры СЗЗ, также проводятся натурные измерения, чтобы подтвердить, что после ликвидации или изменения условий работы предприятия влияние на окружающую среду прекратилось. Это важно для удаления СЗЗ с кадастровой карты.
  • Если требуется сократить СЗЗ по разным причинам, измерения подтверждают, что условия на границе изменены и позволили уменьшить размеры зоны.
Строящиеся и реконструируемые объекты:
  • Для строящихся или реконструируемых объектов застройщик обязан предоставить заявление об установлении или изменении СЗЗ в уполномоченный орган не позднее, чем за 30 дней до подачи заявления на получение разрешения на строительство.
  • Градостроительный кодекс РФ требует, чтобы разрешение на строительство было выдано только после предоставления копии решения об установлении СЗЗ. Этот срок был продлен до 1 января 2022 года, и теперь этот требование вступило в силу.

7) Получение Решения на установление СЗЗ в 2024 году

После завершения всех этапов, включая разработку проекта и прохождение экспертизы, наступает следующий шаг — получение решения об установлении санитарно-защитной зоны (СЗЗ). Это решение выдается Роспотребнадзором или иным уполномоченным органом, в зависимости от класса объекта.
Классификация объектов и уполномоченные органы:
  • Объекты 1 класса — это объекты с наибольшим воздействием на окружающую среду, например, крупные промышленные предприятия, выбросы которых могут оказывать серьезное влияние на здоровье населения. Эти объекты получают решение на федеральном уровне — утверждается главным санитарным врачом.
  • Объекты 2 класса — объекты с меньшим воздействием, такие как предприятия среднего и малого масштаба. Эти объекты получают решение на уровне регионального управления Роспотребнадзора.
Для получения решения на установление СЗЗ необходимо предоставить следующий пакет документов:
  1. Проект СЗЗ, подготовленный в соответствии с новыми требованиями.
  2. Экспертное заключение на проект СЗЗ, подтверждающее его соответствие санитарно-гигиеническим нормам и экологическим стандартам.
Содержание проекта СЗЗ согласно Постановлению № 222:
Согласно Постановлению № 222 (2024), в проект СЗЗ должны быть включены следующие сведения:
  1. Размеры санитарно-защитной зоны — точные границы зоны, которая должна быть установлена вокруг объекта.
  2. Границы санитарно-защитной зоны — указания, где заканчивается зона и какие территории включены в её состав.
  3. Обоснование размеров и границ СЗЗ — проект должен содержать расчёты, подтверждающие необходимость установления таких границ. Это включает в себя:
  • Расчёты рассеивания выбросов вредных веществ в атмосферу.
  • Оценку физического воздействия на атмосферный воздух.
  • Оценку риска для здоровья человека.
  1. Перечень ограничений на использование земельных участков, расположенных в границах СЗЗ — например, ограничения на строительство жилых домов, учебных заведений, и других объектов, которые могут оказаться под воздействием загрязняющих веществ или вредных факторов.
  2. Обоснование возможности использования земельных участков — если в проекте не предусматриваются ограничения на использование земель в СЗЗ, то должны быть представлены обоснования, включающие расчёты рассеивания загрязняющих веществ и воздействия на атмосферный воздух, а также оценка риска для здоровья человека.
Роль санитарно-эпидемиологического заключения (СЭЗ):
Несмотря на то, что в Постановлении № 222 не указано, что для получения решения об установлении СЗЗ необходимо прикладывать копию санитарно-эпидемиологического заключения (СЭЗ), оно остается обязательным. Это подтверждается требованиями Федерального закона № 52-ФЗ о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Таким образом, даже если копия СЭЗ не требуется для подачи на установление СЗЗ, без него невозможно начать эксплуатацию объекта или продвинуть проект на более поздние стадии. СЭЗ подтверждает, что проект соответствует нормам и не представляет угрозы для здоровья людей.

8) Внесение сведений о границах СЗЗ на кадастровую карту

До недавнего времени, после утверждения границ санитарно-защитной зоны (СЗЗ) и завершения всех работ, процесс считался завершённым. Участники процесса, включая органы власти, не были обязаны передавать информацию о СЗЗ в муниципальные органы. Это приводило к ситуации, когда земельные участки внутри СЗЗ свободно передавались и продавались для жилой застройки или под размещение объектов с нормируемыми выбросами.
Проблемы, возникшие из-за отсутствия учета СЗЗ:
  • Жилые дома могли строиться прямо в пределах СЗЗ, без учета влияния вредных выбросов и других факторов, влияющих на здоровье населения.
  • В результате новых жилых комплексов рядом с промышленными предприятиями, жители начинали жаловаться на качество окружающей среды (выбросы, шум и т.д.), что приводило к судебным разбирательствам.
  • Предприятиям приходилось решать проблему с расселением недовольных жителей или изменением своей деятельности, что было экономически невыгодно.
Для того чтобы избежать таких ситуаций, был выпущен Постановление № 222, которое теперь требует, чтобы информация о границах СЗЗ была передана в Росреестр и занесена в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). СЗЗ считается установленной только после внесения этих данных в реестр, что позволяет предотвратить несанкционированную застройку в пределах СЗЗ.

9) Режим территории СЗЗ и контроль на границах

СанПиН и ПП РФ № 222 устанавливают конкретные ограничения для использования территории, расположенной в границах СЗЗ. В частности, эти документы запрещают размещать некоторые виды объектов в границах СЗЗ, чтобы минимизировать воздействие вредных факторов на здоровье населения.
Основные моменты:
  1. СЗЗ — это зона с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ). Она не является резервной территорией для расширения предприятия или для размещения жилых объектов. В СЗЗ нельзя проводить строительные работы или вести хозяйственную деятельность, не предусмотренную законодательством.
  2. На территории СЗЗ могут быть размещены другие объекты (например, газопроводы), но их размещение не должно нарушать требования санитарных норм.
  3. С предприятиями, расположенными в пределах СЗЗ, связано обязательство по проведению производственного контроля и лабораторных исследований на границе СЗЗ. Эти исследования должны проводиться с учетом:
  • Характеристик производственных процессов.
  • Метеорологических характеристик окружающей среды.
  1. Исследования должны проводиться инструментально с привлечением аккредитованных лабораторий. Также допускается использование лабораторий предприятий, но только если они прошли аттестацию и аккредитацию.
Таким образом, соблюдение санитарных норм на границах СЗЗ подтверждается регулярными лабораторными исследованиями, что помогает избежать негативных воздействий на здоровье населения и обеспечивает контроль за экологической безопасностью на этих территориях.

Для получения лицензии вы можете обратиться к специалистам!

Интересует готовая компания?
Оставьте ваши контактные данные и мы свяжемся с вами в ближайшее время для уточнения всех деталей покупки готовой компании
Нажимая кнопку отправить, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
Другие услуги
Отзывы наших клиентов
Ответы на популярные вопросы
Получение лицензии на обращение с металлоломом необходимо не только для организаций, специализирующихся на его переработке, хранении и продаже. Это требуется также в случае участия в определенных типах тендеров и если вы планируете заниматься:
  • реализацией или использованием кабелей с медным или алюминиевым содержанием;
  • покупкой и, возможно, ремонтом автомобильного лома;
  • работой с электродвигателями, содержащими различные металлы.
Однако производителям продукции, которая порождает металлолом, не требуется лицензия на его хранение, переработку и продажу. Это подтверждается Постановлением Правительства РФ № 1287. Значит, предприятия, где образуется металлолом, могут свободно обращаться с ним без дополнительного разрешения от государства, поскольку эти отходы считаются их собственностью.
Контакты
Офис в Москве


+7 495 940 73 01

115114 Москва, 3-й Павелецкий
проезд, дом 3
Связаться с руководителем


+7 495 940 73 01

info@ruothod.ru
Контакты
Офис в Москве


+7 495 940 73 01

115114 Москва, 3-й Павелецкий
проезд, дом 3
Связаться с руководителем


+7 495 940 73 01

info@ruothod.ru
Made on
Tilda